Формирование грамматических понятий у детей с нарушениями речи

     Вопрос формирования грамматических понятий у младших школьников с общим недоразвитием речи недостаточно освещен в методической литературе, поэтому нами было предпринято экспериментальное исследование по выявлению уровня сформированности грамматических понятий у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием.

Предметом исследования  являются особенности формирования грамматических понятий у детей, имеющих нарушения речи.

Объект исследования – процесс формирования научных понятий

Цель данного исследования изучить особенности формирования грамматических понятий у младших школьников с ОНР.
.
                      Цель и задачи эксперимента
Первые ориентировочные представления об этом можно получить
в  процессе  предварительной  беседы  с  ребенком.  Однако  выявить сформированность  грамматических  понятий  при  этом   удается  не
всегда.  Поэтому  обычно  в практике приходится использовать и другие, специальные  приемы,  выявляющие, каков уровень сформированности грамматических понятий  характерен для ребенка.
Исследование состояния сформированности  грамматических понятий является одним из центральных моментов в установлении речевого диагноза и определении путей дифференцированного обучения. Это и определяет актуальность выбранной нами проблемы исследования.

      Задачиэксперимента:
- изучить формирование грамматических понятий у младших школьников с нормальным и нарушенным речевым развитием;
-  сопоставить уровень сформированности грамматических понятий у младших школьников с нормальным речевым развитием и у детей с ОНР;
-  проанализировать результаты констатирующего эксперимента;
-  сформулировать соответствующие выводы. 

                     Организация исследования

Данное экспериментальное исследование проводилось в период с 2004 по 2005 учебный год на базе общеобразовательной школы №53 пос. Октябрьский Люберецкого района Московской области.
Эксперимент состоял из нескольких этапов:
I  Этап  -  констатирующий эксперимент (сентябрь – октябрь 2004 г.)
II Этап – формирующий эксперимент с последующим контрольным экспериментом (октябрь – апрель 2004/05 гг.).
Было отобрано четыре  группы младших школьников из 2 и 3 классов (2 класс :39 уч. –«КГ», 9 уч. –«ЭГ»; 3кл.- 42 уч.-«КГ», 7уч.-«ЭГ»).
Контрольная группа (КГ) – дети с нормальным речевым развитием, экспериментальная группа (ЭГ) – дети с нарушенным речевым развитием. Речевой уровень младших школьников имеющих речевые нарушения оценивался как ОНР, III уровень (по классификации Р.Е. Левиной). Возраст детей в группах 7-8 лет (2 класс) и 9-10 лет(3 класс).
Основная задача экспериментального исследования состояла в выявлении особенностей формирования грамматических понятий у детей с недоразвитием речи как одного из компонентов усвоения учебного материала.
Исследование проводилось в два этапа, каждый из которых носил констатирующий характер. В первом этапе было предложен диктант с грамматическим заданием, во втором две серии заданий

 

         Анализ результатов констатирующего эксперимента
Индивидуальные результаты, полученные младшими школьниками обеих групп при выполнении ими заданий I и II этапов констатирующего эксперимента, позволили нам условно выделить группы по уровню сформированности грамматических понятий:
К 1 уровню (низкий) были отнесены результаты школьников, набравших за выполнение всех предложенных заданий от 0% до 40%.
Качественные характеристики этого уровня:
- непонимание инструкции и отказ выполнять задание;
- многочисленные орфографические ошибки;
- имеются дисграфические ошибки;
- заменяют одно грамматическое понятие другим;
- неправильно поставлены вопросы к слову.
К этой группе нами были отнесены  7 (78%) младших школьников из «ЭГ» вторых классов и 5 (71%)   из «ЭГ» третьих классов. Из «КГ» 2 классов - 4 человека (10%), а из «КГ» 3 класса 3 (7%).

    Ко 2 уровню ( средний) были отнесены результаты детей, набравших за выполнение всех предложенных заданий от 41 до 74,9%.

                Качественная характеристика этого уровня:
-  допускались орфографические ошибки;
-  трудности при определении грамматических понятий;
-  ответы не всегда были полными и верными.
К этой группе были отнесены  2 класс «ЭГ» 2 человека (22%). «КГ» 24 человека (62%), 3 класс «ЭГ» 2 человека ( 29%), «КГ» 29 школьников (69%).
К 3 уровню (высокий) были отнесены результаты детей, набравших за выполнение всех предложенных заданий от 75 до 100%
               Качественная характеристика этого уровня:
- диктант написан без орфографических и дисграфических ошибок;
- правильное выполнение заданий;
- даны полные  и развернутые формулировки понятий о частях речи;
- самокоррекция;
К этой группе нами были отнесены 11 человек (28%) из «КГ» вторых классов, из «КГ» третьих классов 10 человек (24%) и не оказалось детей из «ЭГ» результаты которых можно было бы отнести к этому уровню. 

   Распределение по уровням сформированности грамматических понятий представлено в таблице 2.                                                                                                                            
Распределение по уровням сформированности
                            грамматических понятий                       Таблица 1.


Группы
обслед.
детей

Уровни сформированности грамматических понятий

Iнизкий

IIсредний

IIIвысокий

Число

%

Число

%

Число

%

 

2кл

 

 

КГ

 

4

 

10

 

24

 

62

 

11

 

28

 

ЭГ

 

7

 

78

 

2

 

22

 

-

 

-

 

3кл

 

 

КГ

 

3

 

7

 

29

 

69

 

10

 

24

 

ЭГ

 

5

 

71

 

2

 

29

 

-

 

-

     Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что у младших школьников «ЭГ» формирование грамматических понятий  не сформировано в соответствии с возрастной нормой.
Гистограмма 1 отражает сопоставительный анализ результатов обеих групп по всем предлагаемым заданиям.
Гистограмма 2 показывает нам, что учащиеся 2-х классов набрали «ЭГ»-58% «КГ»- 67%, а учащиеся 3-х классов «ЭГ» - 47% «КГ» - 66%. У учащихся «ЭГ» 3 класса процентный показатель ниже, чем у учащихся «ЭГ» 2-х классов, так как требуется больше знаний и опыта. Учащиеся должны осознать и усвоить основную закономерность языка: отношение (зависимость) между языковой формой и ее содержанием (значением).

111

              Качество выполнения заданийI иII этапа
              младшими школьниками обеих групп (в %)
                                                                                      Гистограмма 1
222
Качество выполнения заданий
                       младшими школьниками обеих групп (в %)
                                                                                                               Гистограмма 2
Анализируя результаты всего эксперимента, следует сказать о том, что:

  • для младших школьников с  нормальным   речевым  развитием  и  

младших школьников с ОНР наиболее легким стало выполнение заданий первого этапа, а задания второго этапа вызывали наибольшие трудности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что дать определения грамматических понятий ребята  могут, а применить на практике эти знания оказалось труднее;
*  такие   затруднения,   на   наш   взгляд,   могут   быть  объяснимы
трудностями в реализации задачи формирования словарного запаса
учащихся. Словарь, является одним из компонентов языка.  Слова 
своей    содержательной   стороной   выступают  как совокупность
лексических     значений,    в    которых     обобщенно    отражены
представления и понятия о явлениях реальной действительности,
предметах, их действиях, признаках и качествах.

    
 
Цель обучения – научить школьника сознательно пользоваться языковыми средствами, чтобы в процессе формирования грамматических понятий обеспечить сознательный выбор

    • Основные методы и приемы коррекционной работы

         Коррекционная    работа,    направленная     на     формирование
грамматических понятий у младших школьников с ОНР, состояла из нескольких этапов, на каждом из которых решались свои специфические цели и задачи.
            Анализ результатов контрольного эксперимента

       Распределение по уровням сформированности грамматических понятий у младших школьников с ОНР после проведения формирующего эксперимента представлено в таблице 2.

                                                                                           Таблица 2
Распределение по уровням сформированности
                             грамматических понятий
 


Группа
обследуемых
детей

Уровни сформированности грамматических
понятий

I
низкий

II
средний

III
высокий

число

%

число

%

число

%

«ЭГ» 2 кл. до
эксперимента

7

78

2

22

-

-

«ЭГ» 2 кл. после
эксперимента

4

44

5

56

-

-

«ЭГ» 3 кл. до
эксперимента

5

71

2

29

-

-

«ЭГ» 3 кл. после
эксперимента

3

43

4

57

-

-

 

      Таким образом, после формирующего эксперимента число младших школьников из «ЭГ», достигших среднего уровня, увеличилось, т.е. можно говорить о положительной динамике.
Анализируя качество выполнения заданий I и II этапов детьми «ЭГ», следует отметить, что как до, так и после формирующего эксперимента задания первого этапа вызвали у учащихся меньше затруднений, чем задания второго этапа, хотя в обоих случаях наблюдается положительная динамика. В целом можно сказать, что за то время, которое отвелось на проведение эксперимента, удалось достичь достаточно значительных изменений в речевой деятельности младших школьников с общим недоразвитием речи. Сопоставительный анализ качества выполнения заданий обоих этапов детьми «ЭГ» на момент констатирующего и контрольного экспериментов можно проследить по гистограмме 3.

333

 

        Сравнительный анализ качества выполнения заданийI иII
        этапа младшими школьниками экспериментальной группы
        до и после формирующего эксперимента (в %)
Гистограмма 3

 

 

                               Заключение
Результаты проделанной работы позволили сделать следующие выводы:

  • Формирование грамматических понятий осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного (интеллектуального) развития ребенка. Младшие школьники с общим недоразвитием речи испытывают затруднения в определении и выражении частных грамматических признаков, в самостоятельном различении тех признаков, которые формулируются в обобщенных показателях (неустойчивое знание признаков разных частей речи; смешение различных грамматических понятий; недостаточно устойчивое владение некоторыми общими и частными понятиями; искаженное воспроизведение грамматической терминологии).
  • Дети с ОНР испытывают большие затруднения при обучении, которые проявляются в нарушениях не только произношения, но и лексико-грамматических средств языка.
  • Система специального обучения младших школьников, имеющих речевые нарушения,  исходит из необходимости развития практических обобщений. Овладение каждым грамматическим признаком помогает учащемуся на основе языка более обобщенно осознать то или иное явление. По мере накопления запаса слов, школьники усваивают характерные для тех или иных слов основные морфологические признаки и приобретают возможность сознательно дифференцировать названия предметов, признаков предметов и названия действий.
  • В повышении качества образования и воспитания немаловажную роль играет психолого-педагогическое изучение младших школьников, своевременное выявление причин отставания отдельных детей и выбор наиболее эффективных путем устранения этих отставаний.
  • Формирование грамматических понятий сложный, но очень важный и кропотливый процесс. С грамматическими понятиями и знаниями о языке тесно связаны навыки речи и письма.

  В целом, проделанная работа показала, что, несмотря на значительное
отставание детей с недоразвитием речи от своих нормально развивающихся сверстников, они имеют достаточно высокие потенциальные возможности и при оказании им своевременной квалифицированной помощи можно добиться постепенного выравнивания в их развитии, приближения к сверстникам, то есть к полноценному обучению в школе.

               В современной логопедии на сегодняшний день одной из главных задач является сознательное и прочное усвоение школьниками научных понятий, что служит основой интеллектуального развития учащихся.