Как приучить ребенка читать

учитель начальных классов
Турченко Т.Э.
2011г.

Ваш ребенок освоил алфавит и научился читать? Поздравляем! Но далее перед вами стоит гораздо более сложная задача. Нет, выучить буквы вашему ребенку, безусловно, было не так-то просто, но важнее и тяжелее заставить его пользоваться новыми приобретенными им навыками – начать читать. Ребенок плохо читает, ребенок не любит читать, ребенок не хочет читать - с этими проблемами сталкиваются многие родители. Как же исправить сложившуюся ситуацию?

Перво-наперво, формулировку «как заставить ребенка читать» поменяем на «как сделать так, чтобы ребенок захотел читать». Все, что делается из-под палки, ничего хорошего не приносит. Ваши дети должны быть заинтересованы и увлечены чтением, а не делать это потому, что «так мама велела».

Таким образом, чтение не должно быть наказанием, обязанностью или же условием. Последнее поясню: ни в коем случае не должно быть такого: «если прочитаешь столько-то страниц, то сможешь идти и делать то-то, или тогда я куплю тебе это, или я подарю тебе что-то». Книги сами по себе должны быть наградой.

Основой обучения всегда был собственный пример. Как часто и как много читаете вы? Не так часто, как хотелось бы? Не хватает времени? Много важных забот и неотложных дел? Как это ни парадоксально, но у вашего маленького сына или маленькой дочери тоже много важных дел и забот. Только если для вас это работа и бытовые обязанности, то для них это игры, разговоры, рисование, телевизор и тому подобные занятия. Ваша задача сделать так, чтобы в списке приоритетов чтение поднялось как можно выше. Для этого ребенок должен находить его полезным и интересным. Если чтение не привлекательно для вас, то почему оно должно быть привлекательным для ваших детей?

- Ваш пример. Если ребенок видит вас с книгой, пусть не долго, но более - менее регулярно, то он делает вывод, что чтение для вас интересно и является элементом взрослой жизни, которой дети очень часто стремятся подражать.

- Книги, которые вы предлагаете ребенку, должны быть ему интересны. Здесь есть два важных момента.

Первый – это ориентация на вкусы и предпочтения ребенка. От простого – если он любит сказки про волшебство или про животных, то это должны быть волшебные сказки или сказки, где главными героями являются звери. До менее очевидного – если вы купили в подарок ребенку плюшевого медведя, то предложите сказку Милна про Винни Пуха, как историю о приключениях нового друга вашего ребенка. Захотел ребенок, чтобы у вас дома жила кошка – откройте вместе книгу Эрнст Сетон Томпсон «Королевская Аналастанка». Младшему школьнику – «Баранкин, будь человеком». Желающему стать ветеринаром – рассказы Хэрриота. Увлеченным сыщиками и детективами – «Кале Блюмквиста». Ну и т.д. под события в жизни.

Второй момент – ребенок должен осознавать, что книга является источником знаний и информации самого разного рода. В течение дня вы наверняка получаете от своего чада миллионы вопросов «что это?», «зачем это?», «почему так?», «как называется?», «что означает?». Не пытайтесь все и всегда разъяснить сами и не уходите от ответов - ищите их вместе в книгах. Вам в помощь будут как художественные произведения, так и детские энциклопедии.

- Читайте ребенку вслух. Маленькая и вполне очевидная хитрость – остановить чтение на самом интересном месте. Причины: вы устали, нужно приготовить обед, постирать, сходить в магазин, позвонить подруге – все, что угодно. Книга остается в распоряжении ребенка. Любопытство и нетерпение непременно возьмут верх, и ребенок будет читать сам.

Вы можете читать по очереди с дочерью или сыном, можете превратить чтение в игру, читая по ролям, можете брать книги с игровыми элементами-заданиями, которые вовлекают ребенка в процесс чтения, делая его непосредственным участником событий, как, например, в замечательной книге Ирины Токмаковой «Аля, Кляксич и буква «А»».

Обязательно обсуждайте с ребенком прочитанное, спрашивайте его мнение о событиях и персонажах. Задавайте вопросы, интересуйтесь, как бы он поступил на месте того или иного героя.

А ещё стоит ребёнку предложить послушать самого себя со стороны. В этом вам помогут современные технические устройства, например, диктофон. Ребёнок не слышит себя и часто думает, что читает выразительно, быстро, а ,услышав свой голос со стороны, задумывается над тем, как он читает. Много лет назад этот способ научил правильному выразительному чтению моего сына.

Обратить внимание на все эти довольно простые советы стоит как можно раньше, еще в ту пору, когда ваш малыш только знакомится с буквами. Уже тогда вы должны сделать книгу для ребенка привлекательной тайной. Ваши дети должны понимать, что учатся читать для себя, а не для мамы с папой, именно тогда они полюбят книги и увидят в них целый мир открытий и возможностей.

Ваш ребенок освоил алфавит и научился читать? Поздравляем! Но далее перед вами стоит гораздо более сложная задача. Нет, выучить буквы вашему ребенку, безусловно, было не так-то просто, но важнее и тяжелее заставить его пользоваться новыми приобретенными им навыками – начать читать. Ребенок плохо читает, ребенок не любит читать, ребенок не хочет читать - с этими проблемами сталкиваются многие родители. Как же исправить сложившуюся ситуацию?

Перво-наперво, формулировку «как заставить ребенка читать» поменяем на «как сделать так, чтобы ребенок захотел читать». Все, что делается из-под палки, ничего хорошего не приносит. Ваши дети должны быть заинтересованы и увлечены чтением, а не делать это потому, что «так мама велела».

Таким образом, чтение не должно быть наказанием, обязанностью или же условием. Последнее поясню: ни в коем случае не должно быть такого: «если прочитаешь столько-то страниц, то сможешь идти и делать то-то, или тогда я куплю тебе это, или я подарю тебе что-то». Книги сами по себе должны быть наградой.

Основой обучения всегда был собственный пример. Как часто и как много читаете вы? Не так часто, как хотелось бы? Не хватает времени? Много важных забот и неотложных дел? Как это ни парадоксально, но у вашего маленького сына или маленькой дочери тоже много важных дел и забот. Только если для вас это работа и бытовые обязанности, то для них это игры, разговоры, рисование, телевизор и тому подобные занятия. Ваша задача сделать так, чтобы в списке приоритетов чтение поднялось как можно выше. Для этого ребенок должен находить его полезным и интересным. Если чтение не привлекательно для вас, то почему оно должно быть привлекательным для ваших детей?

- Ваш пример. Если ребенок видит вас с книгой, пусть не долго, но более - менее регулярно, то он делает вывод, что чтение для вас интересно и является элементом взрослой жизни, которой дети очень часто стремятся подражать.

- Книги, которые вы предлагаете ребенку, должны быть ему интересны.Здесь есть два важных момента.

Первый – этоориентация на вкусы и предпочтения ребенка. От простого – если он любит сказки про волшебство или про животных, то это должны быть волшебные сказки или сказки, где главными героями являются звери. До менее очевидного – если вы купили в подарок ребенку плюшевого медведя, то предложите сказку Милна про Винни Пуха, как историю о приключениях нового друга вашего ребенка. Захотел ребенок, чтобы у вас дома жила кошка – откройте вместе книгу Эрнст Сетон Томпсон «Королевская Аналастанка». Младшему школьнику – «Баранкин, будь человеком». Желающему стать ветеринаром – рассказы Хэрриота. Увлеченным сыщиками и детективами – «Кале Блюмквиста». Ну и т.д. под события в жизни.

Второй момент – ребенок должен осознавать, что книга является источником знаний и информациисамого разного рода. В течение дня вы наверняка получаете от своего чада миллионы вопросов «что это?», «зачем это?», «почему так?», «как называется?», «что означает?». Не пытайтесь все и всегда разъяснить сами и не уходите от ответов - ищите их вместе в книгах. Вам в помощь будут как художественные произведения, так и детские энциклопедии.

- Читайте ребенку вслух. Маленькая и вполне очевидная хитрость – остановить чтение на самом интересном месте. Причины: вы устали, нужно приготовить обед, постирать, сходить в магазин, позвонить подруге – все, что угодно. Книга остается в распоряжении ребенка. Любопытство и нетерпение непременно возьмут верх, и ребенок будет читать сам.

Вы можете читать по очереди с дочерью или сыном, можете превратить чтение в игру, читая по ролям, можете брать книги с игровыми элементами-заданиями, которые вовлекают ребенка в процесс чтения, делая его непосредственным участником событий, как, например, в замечательной книге Ирины Токмаковой «Аля, Кляксич и буква «А»».

Обязательно обсуждайте с ребенком прочитанное, спрашивайте его мнение о событиях и персонажах. Задавайте вопросы, интересуйтесь, как бы он поступил на месте того или иного героя.

А ещё стоит ребёнку предложить послушать самого себя со стороны. В этом вам помогут современные технические устройства, например, диктофон. Ребёнок не слышит себя и часто думает, что читает выразительно, быстро, а ,услышав свой голос со стороны, задумывается над тем, как он читает. Много лет назад этот способ научил правильному выразительному чтению моего сына.

Обратить внимание на все эти довольно простые советы стоит как можно раньше, еще в ту пору, когда ваш малыш только знакомится с буквами. Уже тогда вы должны сделать книгу для ребенка привлекательной тайной. Ваши дети должны понимать, что учатся читать для себя, а не для мамы с папой, именно тогда они полюбят книги и увидят в них целый мир открытий и возможностей.