СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ: КАКОЙ ВЫБРАТЬ?

Воспитание – это то, что делают родители и другие взрослые для того, чтобы ребенок рос именно таким, каким они хотят его видеть. Попробуем рассмотреть различные типы воспитания и понять, какого типа воспитания придерживаетесь вы, как это может повлиять на развитие вашего ребенка.

«Ребенок всегда должен слушаться старших» (традиционное воспитание).

При таком типе воспитания дети должны всегда слушаться родителей, так как те лучше знают, что хорошо, а что плохо. И если дети не слушаются, взрослые в той или иной форме прибегают к принуждению: повышают на ребенка голос, ругают его, стыдят, угрожают наказанием или наказывают. В результате традиционное воспитание оказывается дважды противоречивым. Во-первых, ребенок нуждается в теплых эмоциональных отношениях с родителями или он будет часто болеть, чахнуть, медленнее развиваться. При необходимости строгого принуждения поддержание теплых эмоциональных отношений практически невозможно. Во-вторых, чем старше (а значит, самостоятельнее и сильнее) становится ребенок, тем труднее его принуждать и тем меньше он поддается воспитанию. Если родители продолжают последовательно требовать от ребенка послушания, то по мере взросления их отношения становятся все более отчужденными. В подростковом возрасте чаще всего такое воспитание заканчивается, так как ребенок полностью отстраняется от родителей, и ориентируется на ценности своих сверстников. Привыкнув слушаться (так как эта система основывается на послушании) и, перестав воспринимать родителей в качестве авторитетов, подросшие дети поддаются всевозможным влияниям (наркотики, криминальные структуры и т.д.). Читать дальше

ДЕТСКОЕ «НЕПОСЛУШАНИЕ», КАК ЕГО ПРЕОДОЛЕТЬ?

Знаменитый психолог Януш Корчак говорил: «Слезы упрямства и каприза – это слезы бессилия и бунта, отчаянная попытка протеста, призыва на помощь, жалоба на халатность опеки, свидетельство того, что детей неразумно стесняют и принуждают, проявление плохого самочувствия и всегда страдание».
Что же можно сделать, чтобы избежать этих проявлений непослушания и страданий ребенка?
Чтобы понять, есть ли повод беспокоиться по поводу капризов и непослушания ребенка, попробуйте ответить себе на два вопроса:

1. Как ребенок относится к тем ограничениям, которые вы вводите (и вводите ли вы их)?
2. Как вы реагируете, когда ребенок делает то, что вам не нравится, или требует от вас чего-то, что вы не хотите делать?
Если при всякой попытке запрета ребенок выражает недовольство, то скорее всего вы слишком часто ему потакаете и вам стоит, пока не поздно начать вводить ограничения. Если вы всегда уступаете ребенку, то рискуете вырастить эгоиста. Родители должны заботиться о детях, а не превращаться в их рабов.
Если же вы уступаете ему примерно в половине случаев, то это нормально. Если родители способны проявить необходимую твердость, то иногда на время можно позволить некоторые отступления.
Случается, что ребенок уже научился выполнять самостоятельно свои обязанности, и ему ничего не стоит, например, собрать свои игрушки в ящик или застелить постель. Но все это он упорно не делает! Возникает вопрос, что же делать в этом случае?

Чаще корень негативного упорства и отказов лежит в отрицательных переживаниях. Это может быть проблема самого ребенка, но чаще она возникает между родителями и ребенком, в их взаимоотношениях с ним. Поэтому, родителям необходимо запомнить правило: «Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом».
Как сделать, чтобы у ребенка появилось желание делать то, что хотят от него родители, и чтобы это было ему интересно?
Читать дальше

КАК ПРАВИЛЬНО ОЦЕНИТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА?

Для ребенка очень важно, чтобы родители принимали его таким, какой он есть, постоянно сообщали, что он им нужен и важен, что его существование для родителей – радость. Этому совету следовать легко в спокойные моменты и когда все идет хорошо. А что делать, если ребенок делает «не то», не слушается, раздражает? Как быть в этих случаях?Рассмотрим случаи, когда ребенок делает что-то «не так», плохо, с ошибками.
Разные дети по-разному реагируют на родительские «не так»: грустнеют, теряются, обижаются или бунтуют: «Раз плохо, не буду вообще!» Все эти детские реакции показывают, что ребенку не нравится такое обращение. Чтобы понять, почему, давайте вспомним себя детьми. Нам тоже не сразу удалось написать первую букву, вымыть чисто посуду и т.д. Это теперь эти дела кажутся нам простыми, и нам кажется, что сделать это так «просто». Но ребенку это действительно трудно, и он вправе на нас обижаться за то, что мы не ценим его старания и усилия.Когда ваш ребенок в год делал первые неуверенные шаги, он был горд и доволен, что сделал их самостоятельно. И никакому взрослому не придет в голову в этот момент сказать: «Разве так ходят? Смотри как надо! Что ты качаешься?» Потому что это нелепо и смешно. Но также смешно выглядят все критические замечания человеку (ребенку или взрослому), который учится что-то делать сам. Если ребенок выполняет дело, которое ему трудно выполнить, то, не вмешиваясь, родители наносят ребенку только вред. Читать дальше