СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ: КАКОЙ ВЫБРАТЬ?
педагог-психолог
Байбинова О.А.
2010г.
Байбинова О.А.
2010г.
Воспитание – это то, что делают родители и другие взрослые для того, чтобы ребенок рос именно таким, каким они хотят его видеть. Попробуем рассмотреть различные типы воспитания и понять, какого типа воспитания придерживаетесь вы, как это может повлиять на развитие вашего ребенка.
«Ребенок всегда должен слушаться старших» (традиционное воспитание).
При таком типе воспитания дети должны всегда слушаться родителей, так как те лучше знают, что хорошо, а что плохо. И если дети не слушаются, взрослые в той или иной форме прибегают к принуждению: повышают на ребенка голос, ругают его, стыдят, угрожают наказанием или наказывают. В результате традиционное воспитание оказывается дважды противоречивым. Во-первых, ребенок нуждается в теплых эмоциональных отношениях с родителями или он будет часто болеть, чахнуть, медленнее развиваться. При необходимости строгого принуждения поддержание теплых эмоциональных отношений практически невозможно. Во-вторых, чем старше (а значит, самостоятельнее и сильнее) становится ребенок, тем труднее его принуждать и тем меньше он поддается воспитанию. Если родители продолжают последовательно требовать от ребенка послушания, то по мере взросления их отношения становятся все более отчужденными. В подростковом возрасте чаще всего такое воспитание заканчивается, так как ребенок полностью отстраняется от родителей, и ориентируется на ценности своих сверстников. Привыкнув слушаться (так как эта система основывается на послушании) и, перестав воспринимать родителей в качестве авторитетов, подросшие дети поддаются всевозможным влияниям (наркотики, криминальные структуры и т.д.).
«Ребенок должен быть доволен» (потакающее воспитание).
В этом случае для родителей важным оказывается непрерывная эмоциональная связь с малышом, активное сопереживание его радостям и горестям. Они готовы отказываться от своих требований или запретов и уступать ребенку, лишь бы он не капризничал. Родители стремятся не конфликтовать с ребенком. Это выливается в отсутствие в семье запретов, выполнение всех желаний малыша, превращение его в центр семьи. То есть, власть и ответственность в семье передаются ребенку. К потаканию приводит и чрезмерное обожание малыша, сопереживание ему. Выполняя желания ребенка, родители делают приятное не только ему, но и себе. Легче идти навстречу ребенку во всем, чем вводить ограничения и настаивать на том, что родители считают должным. В результате ребенок становится избалованным, а иногда, превращается в домашнего деспота. Он не обращает внимания на желания, чувства или интересы других людей. Постоянное потакание малышу приводит к его постоянным капризам и манипулированию взрослыми. Надежда и оправдание родителей: «Сейчас мы все делаем для него, а он вырастет и будет это ценить, будет и уступать нам, и делать все для нас» не оправдывается. Сам по себе ребенок не может научиться ни уступать, ни следовать правилам, ни учитывать чужие интересы. В какой-то момент терпение родителей лопается, они начинают резко эмоционально реагировать, настаивая на своем и эмоционально давить на ребенка. Тогда ребенок принимается капризничать и закатывать истерики.
«Ребенок должен стать умным и талантливым» (развивающее воспитание).
Ребенок находится в центре внимания мамы, которая уделяет ему много времени, покупая ему всевозможные развивающие игрушки и радуясь его успехам. Такие дети, как правило, рано начинают говорить и читать, играть на музыкальных инструментах, рисовать. Они хорошо развиты интеллектуально, поступают в школы «повышенного типа». Однако поглощенность родителей развитием способностей ребенка может привести к определенному перекосу: с ребенком, особенно с его занятиями, начинают считаться в ущерб интересам других членов семьи. У ребенка начинает складываться ощущение себя как центра семьи: «Если я хорошо занимаюсь, то со всем остальным ко мне не приставайте». Вырастая, ребенок может стать умным, талантливым и воспитанным эгоистом, который может добиваться профессиональных успехов, но не умеющим строить отношения с окружающими людьми, неспособным переживать жизненные кризисы. Теплых отношений с родителями у него чаще не бывает.
«Мы знаем, кем должен стать наш ребенок, и будем готовить его к этому с детства» (программирующее воспитание).
Если ребенку внушать те или иные ценности (должен вырасти монархом) и жизненные цели, то можно столкнуться с проблемами, когда ребенок вырастет. Чаще это происходит в подростковом или юношеском возрасте. Подросшие дети из-под родительского влияния могут попасть под чье-то другое влияние. Если оно оказывается сильнее родительского, то все планы родителей рушатся, и они оказываются в ситуации полнейшего кризиса. Например, родители готовят из ребенка первоклассного инженера, стремятся, чтобы он поступил в математическую школу, а затем в престижный институт. Ребенок действительно поступает в институт, но после первой сессии бросает и становится барменом. В других случаях, когда ребенок все-таки следует программе родителей, он не становится счастливым, не может изменить свою жизнь так, чтобы решить возникшие проблемы (за него все решали родители).
«Сначала работа, и дети – потом» (эпизодическое воспитание).
Ребенок большую часть времени предоставлен сам себе, а оставшееся время его воспитывают, совмещая и эмоциональную близость, и строгость. Это воспитание чаще непоследовательно. Сначала у мамы не хватает времени, чтобы остановить нежелательное действие ребенка. Затем, когда она сталкивается с результатом этого действия, она возмущается и наказывает ребенка, а потом мирится с ним при помощи ласки и подарков. Такая непоследовательность приводит к тому, что постоянным элементом жизни семьи становятся капризы и истерики ребенка. При таком воспитании ребенку часто не хватает эмоциональной поддержки в сложных для него ситуациях. В результате у него формируется неуверенность в себе, стремление уклониться от ответственности. Вырастая, ребенок находит эмоциональное принятие и поддержку вне дома (компании). Возможны проявления интеллектуальной недоразвитости ребенка, бедности его внутреннего мира, привязанность к телевизору (а позднее к компьютеру и азартным играм, алкоголю, наркотикам и т.д.).
«Учить ребенка быть самостоятельной, ответственной и творческой личностью» (личностно-ориентированное воспитание).
Родители стремятся, чтобы ребенок вырос самостоятельной личностью. Такой ребенок, вырастая, способен действовать самостоятельно, а не просто следовать в своем поведении нормам, обычаям и приказам других людей (родителей, друзей, руководителей и т.д.). Такой тип воспитания включает в себя элементы традиционного и развивающего воспитания, включая их в новое целое: ребенка учат принятию ответственного и осмысленного самостоятельного решения и обсуждают с ним основания его действий и действий родителей. Родители прививают ребенку те ценности, которых придерживаются сами, но одновременно учат его совершать самостоятельный выбор и занимать самостоятельную позицию по отношению к другим ценностям. Родители учат ребенка занимать и отстаивать свою собственную позицию в любых ситуациях взаимодействия, защищать себя от давления, отстаивать свои права. Однако такое воспитание требует от родителей больше времени и сил, ставя воспитание ребенка порой на первый план, отодвигая на второй карьеру, зарабатывание денег и т.д.
Литература: 1.Кривцова С.В., Патяева Е.Ю. Семья. Искусство общения с ребенком / Под ред. А.Г.Асмолова. – М.: УЧЕБНАЯ КНИГА БИС. 2008.